Органы власти
Глава округа Биография Отчеты, доклады главы Прямые эфиры Заместители главы округа Главы Осинского района Главы Осинского района Администрация Полномочия, задачи, функции Структура Муниципальная служба Резерв кадров Вакансии Результаты проверок Обращения граждан Статистическая информация Информационные системы Муниципальный заказ Политика в отношении обработки персональных данных Контакты Публичные слушания Подведомственные организации Перечень подведомственных организаций Отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения Дума Контакты Структура Депутаты Решения Думы Порядок обжалования МНПА Правовые акты Планы работы График заседаний Обращение граждан Публичные слушания Молодежный парламент и кадровый резерв Противодействие коррупции Муниципальная служба Новости, события Контрольно-счетная палата О ведомстве Антикоррупционная деятельность Сведения о доходах Отчеты Планы Положение Регламент Стандарты Резерв кадров Результаты контрольных мероприятий Законодательное собрание Пермского края В.А. Сухих Г.А. Ткаченко
Деятельность
Образование Образование Кружки. Детские объединения Здравоохранение Учреждения здравоохранения Документы Диспансеризация Вакцинация от COVID-19 Общественный Совет по здравоохранению МК Контактные данные Муниципальный жилищный контроль Муниципальный земельный контроль Муниципальный контроль в сфере благоустройства Муниципальный контроль на автомобильном транспорте Муниципальные услуги Перечень муниципальных услуг Проекты административных регламентов Федеральное законодательство Муниципальные НПА Муниципальные услуги, предоставляемые в электронном виде Муниципальные услуги, предоставляемые в МФЦ Муниципальный контроль Контактные данные Контроль в сфере благоустройства Контроль на автомобильном транспорте Муниципальный жилищный контроль Муниципальный земельный контроль Отдых и оздоровление детей Краткая информация Нормативная база Расчетная стоимость путевок на 2024 год Предоставление компенсации родителям Выдача сертификата на отдых, оздоровление Предоставление путевки на отдых, оздоровление Перечень документов Межведомственная комиссия по отдыху, оздоровлению детей Календарь мероприятий отдыха, досуга и занятости детей в летний каникулярный период 2024 года Охрана окружающей среды Охрана окружающей среды Видеоролики Социальное партнерство Социальное партнерство Единые рекомендации по оплате труда 2023 Культура и искусство Учреждения культуры и искусства Независимая оценка Документы Национальный проект Культура Спорт Краткая информация Документы Общественный Совет по физкультуре и спорту Анонс Спортивный сооружения Спортивные секции Разряды, звания Отчеты ГТО Улучшение жилищных условий Безопасность Комиссии Действия при ЧС Кандидаты в присяжные заседатели Антитеррор Месячник АНК Инфраструктура Благоустройство Качество водоснабжения и водоотведения Озеленение Градостроительство Схема теплоснабжения Схема водоснабжения и водоотведения Схема территориального планирования Генеральный план Правила землепользования и застройки Программы комплексного развития Местные нормативы градостроительного проектирования Реестры выданных разрешений на строительство и ввод жилых зданий Документация по планировке территории Проекты решений, подлежащих рассмотрению на публичных слушаниях Проекты решений, не подлежащих рассмотрению на публичных слушаниях Сельское хозяйство Краткая характеристика Список хозяйств Полезные ссылки Документы Информация Инвестиционный климат Инвестиционный портал Пермского края Контакты Инвестиционные площадки Меры поддержки инвесторов Отчеты Документы Имущественная поддержка МСП НПА Имущество для бизнеса Коллегиальный орган Реестр муниципального имущества Материалы корпорации МСП Вопрос - ответ Оценка регулирующего воздействия Нормативная правовая база по оценке регулирующего воздействия, в том числе по экспертизе и ОФВ Публичные обсуждения проектов МНПА Заключения по оценке регулирующего воздействия Экспертиза (ОФВ) действующих МНПА Типовые формы документов для проведения процедур Имущество и земля Государственная оценка объектов недвижимости Информация о реестровых ошибках Конкурсы и аукционы Предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов Предоставление земельных участков медицинским работникам, работникам образования Предоставление земельных участков многодетным семьям Предоставление земельных участков участникам СВО Бланки заявлений Размещение рекламных конструкций Демонтаж рекламных конструкций Реестр имущества Муниципальный земельный контроль Решения о размещении объектов Разрешения Комплексные кадастровые работы Перечень имущества для МСП Государственная кадастровая оценка земель Реестр незаконно размещенных объектов Информация о проведении работ по выявлению правообладателей Информация о публичных сервитутах ЗАГС Контактные данные Бланки заявлений Госпошлина Государственные услуги Историческая справка Законодательство Статистика Проверки отдела ЗАГС Мероприятия Органы осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере регистрации актов гражданского брака Финансы и бюджет Защита прав детства Контактные данные Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Безопасность Профилактика детского и семейного неблагополучия Родительское образование Наставничество
Проекты и программы
Проекты инициативного бюджетирования 2023 Проект инициативного бюджетирования «Благоустройство городского кладбища» Проект инициативного бюджетирования «Устройство тротуара» Проект инициативного бюджетирования Детская площадка «Наш двор» Проект инициативного бюджетирования Детская площадка «Радуга» Проект инициативного бюджетирования Детская площадка «Солнышко» Проект инициативного бюджетирования Детская спортивная площадка «Здоровые дети» Проект инициативного бюджетирования «Светлая улица» Инициативное бюджетирование Национальные проекты Проекты инициативного бюджетирования 2024 Проект инициативного бюджетирования «Луч Света» Проект инициативного бюджетирования «Экологическая фитнес-тропа «Паклинский берег» Проект инициативного бюджетирования Детской площадки «Сказочный дворик» Проект инициативного бюджетирования «Благоустройство городского кладбища 2 этап» Проект инициативного бюджетирования «Тротуар «Приятная дорога домой»» Проект инициативного бюджетирования «Устройство забора в Летнем оздоровительном лагере имени Гагарина» Проект инициативного бюджетирования Д. Новозалесново благоустройство придорожной территории «Тротуар безопасности». Проект инициативного бюджетирования Детская площадка «Енотики» Проект инициативного бюджетирования Тротуар к детям Проект инициативного бюджетирования благоустройство входа в городской парк «Наш парк» Проект инициативного бюджетирования «Здоровые дети» Проект инициативного бюджетирования «Светлая улица» Муниципальные программы Всероссийский конкурс 2023 Самооблажение
Для гостей
Достопримечательности Музеи Туристские маршруты Отели и гостиницы Гостиница «Нефтяник» Городская гостиница «Кама» Гостиница «Россия» Отель «Городок» Отель «Домашний очаг» Отель «Домашний очаг» Отель «Домашний очаг» Отель «Домашний очаг» Ваш дом» Отель «Домашний очаг» Семейная» Санатории и базы отдыха Санаторий-профилакторий «Жемчужина» Центр активного отдыха «Бухта Беринга» База отдыха «Осинская слобода» Туристическая база «Сосны» Горнолыжная база «Мыщелка» Горнолыжная база «Новая-Александровка» Агроусадьба "Острова" Предприятия питания Гастробистро «FoRest» Кафе «Grill Park» Кафе «Hot Dog House» Кафе «Рис» Кафе «Тайга» Кафе-бар «Vintage» Кафе-бар «Малина» Кафе-столовая «Деловая колбаса» Кафе-столовая «Меркурий» Столовая «Сытый кот» Столовая «Сытый кот» Пельменная «Сытый кот» Туристические компании Туристическое агентство «Море туров» Туристическая компания ООО «Виктория» 10 причин побывать здесь
Предпринимательство
Статистические данные Статистические данные Финансово-экономическое состояние субъектов МСП Количество субъектов МСП и их классификация по видам экономической деятельности Реестр получателей поддержки Ярмарки Инфраструктура поддержки субъектов МСП Инфраструктура поддержки субъектов МСП Мероприятия по развитию МСП Цифровая платформа МСП Цифровая платформа МСП Совет по предпринимательству Совет Бизнес-сообщества Совет по улучшению инвестиционного климата Положение, состав Имущественная поддержка НПА Имущество для бизнеса Реестр муниципального имущества Вопрос-ответ Информация для предпринимателя Документы Социальное, молодежное предпринимательство Социальное, молодежное предпринимательство Инфраструктурная поддержка Финансовая поддержка Финансовая поддержка Новости бизнеса Новости бизнеса Полезные ссылки Истории успеха Истории успеха Развитие конкуренции Государственные программы (подпрограммы) РФ Государственная программа РФ Государственная программа ПК Муниципальная программа Экономического развития Отчет по Государственной программе РФ Отчет по Госпрограмме ПК Отчет по Муниципальной программе Экономического развития Осинского ГО

Порядок обжалования МНПА

Порядок обжалования муниципальных правовых актов 

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

В соответствии с ст. 48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено, в том числе судом.

Законодательство Российской Федерации разделяет муниципальные правовые акты на нормативные и ненормативные.

Нормативный правовой акт - изданный в установленном порядке документ, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.
Правовые акты, не отвечающие указанным требованиям, являются ненормативными. 

Порядок обжалования нормативных правовых актов закреплен в Кодексе Административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В соответствии с главой 21 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы  и законные интересы.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления или должностного лица подаются по подсудности, установленной главой 2 КАС РФ.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 209 КАС РФ (требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим). Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного статьей 298 КАС РФ для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано.

В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно. 

Порядок обжалования ненормативных правовых актов. 

В соответствии с требованиями главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

К решениям относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально (далее – ненормативные муниципальные правовые акты) содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Предметом обжалования в суде могут быть ненормативные муниципальные правовые акты, если в результате их принятия:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин, организация, иное лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, если иной срок не установлен КАС РФ.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца со дня поступления административного искового заявления в суд.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) ступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 КАС РФ.

Некоторые ненормативные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц обжалуются в порядке арбитражного судопроизводства. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ с учетом особенностей, установленных главой 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Заявление о признании ненормативного муниципального правового акта недействительным должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 199 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.


Документы для скачивания